Page 278 - Хозяева великой империи
P. 278
~ 256 ~
ники в народной среде отмечаются "кудесами"- обрядами "грубыми" и "грязными", вызы-
вающими самое серьѐзное осуждение церкви. Кардинал д'Эли еще в начале XV в. писал в
Рим: "Русские в такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно было
сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя язы-
ческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение". В итоге "...вы неиз-
менно увидите пред собой тех именно "обрядоверов", которые чуть ли не всю сущность хри-
стианства полагают во внешнем культе" (Церковно-общественная жизнь, 1906г, №38). При
отсутствии догм христианства нет и никогда не было глубокой канонической религиозности
русского народа. Белинский В.Г. писал: "...По-вашему, русский народ самый религиозный в
мире: ложь! Основа религиозности есть пиетизм, благоговение, страх божий. А русский че-
ловек произносит имя божие, почесывая себе задницу... В нем еще много суеверия, но нет и
следа религиозности... Религиозность не привилась в нем даже к духовенству... Большинство
же нашего духовенства отличалось только толстыми брюхами, схоластическим педантством
да диким невежеством" (письмо к Н.В.Гоголю, текст издания 1948г).
Плохое знание христианской догматики и повсеместное торжество обрядоверия породили и
особенность религиозной жизни дореволюционной России - "внешнее благочестие", под ко-
торым подразумевается игнорирование приверженцами русского православия внутреннего
состояния религиозности и гипертрофирование наружных форм ее проявления. Поскольку
новообращенные христиане приняли "греческую веру" поверхностно, то и проявление их
религиозности не могло не быть поверхностным, показным, с ориентацией на внешний эф-
фект и демонстративное подчеркивание.
Большинство духовенства ХХ-XXI веков - увы, не верит в бога, а церковь - просто место
работы. Скрываемый факт: в 1958 году 40% церквей в СССР закрылось. Только за 1959 год
200 иереев и протоиереев сложили с себя сан. Порядка 3.000 служителей более низшего сана -
ушли из церкви. Были ликвидированы целые епархии - Сумская, Челябинская, Ульянов-
ская. Три четверти монастырей в СССР было закрыто. Трагедия для РПЦ была более мас-
штабная, чем после революции 1917 года! Что же случилось? Ничего сверхъестественного -
просто РПЦ обязали платить налоги.
Согласно сведениям из доклада Патриарха Кирилла на Архиерейском соборе 2013 года, в
начале 2011 года в Русской православной церкви было 30.675 приходов, из них на террито-
рии России - 15.013 приходов. В России - 17.042 храма, 244 мужских монастыря, 255 женских.
В январе 2013г., доля православных верующих составляет 68% (данные Ю.Синелиной [66] ),
но знают и используют канонические тексты молитв - 23%, соблюдают посты - 12%. Разни-
ца в процентах - это мода. А сторонники языческой веры (родноверия) считаются национа-
листами, фактически разгромлены спецслужбами и давно уже запрещены к официальной
регистрации. Книги про Ведическую Русь объявлены экстремистскими, а их авторов обви-
нили в стандартном русском наборе по 282 статье. "Неужели наша славянская правда, при-
родоведичество настолько опасны для сегодняшних правителей-торгашей?" (Михаил За-
дорнов, февраль 2013г.).
Но расцерковление русского общества есть начало его конца. Русский человек онтологиче-
ски не может поменять правоверное христианство на евроремонт, страховку и отпуск за
границей. Это будет равноценно войне против собственной души. Ф.Достоевский писал о
культурном коде русского человека: "приняв святость высшей ценностью, он не возводит
земные ценности на первое место, сознавая их тленность".
Наиболее убедительной представляется точка зрения части учѐных, что современные рели-
гиозные представления русского народа должны осознаваться не как "двоеверие", "наслаи-
вание и параллельное существование старого и нового", бессистемное образование, состоя-
щее из собственно языческого культурного слоя и поздних церковных напластований, а как
"народное обрядоверие", целостное мировоззрение, не распадающееся на автономные части
(язычество и христианство), а образующее единую, хотя и подвижную, а в некоторых случа-
ях и несколько противоречивую систему. И все это – на фоне сильнейшего стремления к
справедливости, к правде и соборности в русском народе.
66 статья Ю.Синелиной "Религиозность в современной России"