Page 276 - Хозяева великой империи
P. 276

~ 254 ~

            Никониане дали Аввакуму прозвище "неистовый". Аввакумом была написана "Книга бе-
           сед",  отразившая  важнейшие  элементы  его  отношения  к  событиям.  В  этом  сочинении,
           включавшем 9 (иногда считают 10) глав-"бесед", церковная реформа предстает как возврат
           от  евангельского  учения  к  ветхозаветным  установлениям  и  порядкам,  происшедший  под
           влиянием римлян и греков (в разное время отступивших от истины). Причину церковного
           раскола Аввакум видел в любоначалии иерархов (жажда власти, любовь к себе и пр.). Вера в
           Бога менялась на формальность обряда. Закончились гонения только в ХХ веке - старооб-
           рядцев перестали считать еретиками в 1929-м, когда были отменены все анафемы, провоз-
           глашенные на Большом московском соборе 1666-1667 годов, тогда же была признана "рав-
           носпасительность" старого обряда. В 1971 году эти решения были подтверждены на Помест-
           ном соборе, осудившем насильственный характер церковной реформы XVII века и указав-
           шем на ее ненужность  - порицательные выражения о старых обрядах были отвергнуты, а
           клятвенные запреты Соборов  1656 и 1667 годов  - отменены  ("наложенных ими на старые
           русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы,
           яко не бывшие"). Русская православная церковь за границей (еще до воссоединения с РПЦ)
           на своем архиерейском соборе в 2000 году еще и принесла официальное покаяние перед ста-
           рообрядцами за гонения. А в январе 2013 года впервые за 350 лет Божественная литургия
           древним чином была совершена даже в Успенском соборе Кремля.
            Старообрядцы были удачливыми купцами, промышленниками, меценатами – хорошо из-
           вестны семьи Морозовых, Солдатенковых, Мамонтовых, Щукиных, Кузнецовых, Третьяко-
           вых, мастер-изобретатель И.Кулибин. Описание жизни староверов есть в романах Мельни-
           кова П.И.  [65] . В 2007 году в г.Улан-Удэ, столице Бурятии, состоялась международная встреча
           старообрядцев мира "Путь Аввакума".
            Самое главное - у старообрядцев действительно была вера в бога, отсутствовал культ денег
           и "вещизм", они жили как простые люди, имели образцовую нравственность, строго сохра-
           няли все старые народные обычаи...  Важным требованием староверов было участие наро-
           да(!) в делах церковной власти. Отстаивая старую веру, протопоп Аввакум в своих сочине-
           ниях резко обличал пороки представителей официальной церкви (чревоугодничество, пьян-
           ство, разврат, корыстолюбие и пр.), что очень актуально и сегодня. Актуально, ведь в эпоху
           индивидуализма, глобализма и разврата - люди отошли от нравственных норм.
            В  XX  веке  пришло  расцерковление  большинства  населения,  потеря  "внешней"  стороны
           веры (наличие церквей и их посещение, молитвы, посты), потеря духовных лидеров. Иван
           Ильин (1883-1954г, русский философ, эмигрант) пророчески сказал: "Творцы духа суть жи-
           вые очаги Родины". Потерю веры характеризуют не члены ВКПб, а знаменитый массовый
           советский "Союз воинствующих безбожников". И при всех обвинениях в закрытиях церквей
           и гонениях на священников – именно отчуждение священников от русского народа и вызы-
           вало его отчуждение от них. Можно сказать, что за искоренение настоящей веры в XVII веке
           (как  следствие  гонений  старообрядцев)  официальная  церковь  получила  "по  полной"  во
           время революции и репрессий 20-30-х годов XX-го. Ведь "наказания без вины не бывает"
           (В.Высоцкий  в  роли  капитана  Жеглова).  По  данным  исследователя  М.В.Шкаровского,  к
           1937 году было закрыто ~8.000 церквей, а к началу Великой Отечественной на территории
           СССР действовало всего 3.732 храма.
           Нужно различать:
             Староверы - это Правоверные Славяне (см.ниже), исповедуют "старую веру предков", ко-
              торая была у славян  до насильственной христианизации. Староверы действительно яв-
              ляются хранителями исконной русской веры.
             Старообрядцы  -  это  Праведные  Христиане,  сторонники  старого  христианского  обряда,
              который был на Руси до XVII века (до Никонианской реформы). После раскола в старо-
              обрядчестве возникло несколько ветвей:
              o  поповство - меньше всего отличается в догматике от нового православия, хотя обря-
                  ды и традиции соблюдаются старинные. На постсоветском пространстве их насчиты-

           65  П.И.Мельников, дилогия "В лесах", "На горах"
   271   272   273   274   275   276   277   278   279   280   281