Page 98 - Письма о славянских древностях
P. 98
ся в притворе, где устанавливаются катафалки.
Выбитая надпись - Sanctus Vitus или Swatewiti -
была сделана в более поздние времена. В своем
христианском рвении автор её решил приблизить
образ Святовита Святому Витусу {Витту. - Прим
переводчика) и убрал два лица по бокам головы,
следы которых, однако, сохранились.
То, что традиционное мнение, будто Святовит
возник от Св. Витуса, поклонение которому рекомен
довали язычникам монахи острова Рюген, является
плохо придуманной сказкой, я доказал сие ещё во
второй тетради своих «Древних памятников» и при
вел десять доводов:
1. Если бы Световит лишь к концу IX века произошел от Св. Витуса,
как бы тогда Хельмхольд, мог назвать его в 1170 году: Deum deorum -
antiquissimum Zwantewith quod colebatur ab omni natione slavorum - inter
omnianumina slavorum primatum etc. - старейшим, главнейшим богом всех
славянских богов? Что же, у славян до прихода корвейских монахов, ко
торые пришли лишь с намерением разрушить язычество, не имели вовсе
богов?
2. Уже Свен Отто, король Дании в X веке, признавал более высокое
положение Святовита по отношению к другим богам славян и посылал
ему драгоценные дары. Единый Бог, возникший лишь за столетие до это
го, не мог столь быстро вытеснить авторитет старейших богов народа,
который завоевывала для него одного почетная гвардия из 300 всадни
ков, приносившая ему человеческие жертвы и требовавшая постоянной
ежегодной уплаты дани от славянских земель.
3. Если согласиться с тем, что жители Рюгена создали по совету мо
нахов из святого Витта своего Святовита, то откуда у всех остальных
удалённых славянских племен, у которых не читались проповеди о Св.
Витусе, возникла обязанность платить ежегодную дань за каждого чело
века обоих полов Святовиту, но не прочим богам своей родины? Не тре
бовали бы жрецы других основных божеств - Иесса, Перкуна, Радегас
та, Яровита и т. п. - такой же дани для своих храмовых сокровищниц?
Хельмхольд говорит: unde etiam nostra adhuc aetate, non solum Wagirensis
terra, sed omnes slavorum provinciae illue tributa annuatim transmittebant etc.
4. Откуда жителям Рюгена пришла странная мысль приделать свято
му Витту, о мученичестве коего им читали проповеди монахи, четыре
головы вместо одной и превратить юношеский образ святого, который,
как известно, был ребенком, в столь могучего великана, что королю Валь-