Page 96 - Письма о славянских древностях
P. 96

ность  сего  вулкана,  очевидно,  прекратилась  еще  в
                               VI веке, по крайней мере ограничилась лишь перио­
                               дическими землетрясениями,  иначе  город  Тремес-
                               но, один из старейших в стране, построенный одно­
                               временно с Гнезно после прихода ляхов, не возник
                               бы непосредственно на сей вулканической возвышен­
                               ности.  Название  города  Тремесно  связано  с  сим
                               местом:  фсЭмп. tremo, tremesco -  я дрожу.*
                                  Если мы исследуем теперь происхождение кор­
                               ня имени Поклус, то придем к следующему: chlustac,
                               pochlustac, zachlustac, wychlustac -  обрызгивать во­
                               дой, поливать, плескать и т. п., как будто волны пле­
                               щутся у берега. По Нарбуту, ч.  1., стр.  64., Поклус
                               жил на дне реки Россь,  куда он увел за собой при
                               помощи водяного цветка Ниёле (Прозерпину). Сле­
                               довательно, Поклус (это можно определить даже по
                               звуку его имени), является производным от Плуто­
                               на, но от этого еще не становится Пиколло. Плутон
                               является первородным и справедливым богом под­
                               земного  мира,  а Пиколло, в отличие от него,  злым
                               духом ада, чертом, алчущим человеческой крови, и
                               когда он ее не получает, то обрушивает на несчаст­
                               ных людей свой гнев с грохотом, наподобие домо­
                               вого, нагоняет на них страх, терзает их, т. е. он яв­
                               ляется злым духом,  не  имеющим ничего общего  с
                               Плутоном. Даже миниатюрное изображение Покла-
                               са,  которое,  по  Нарбуту,  стр.  29.,  Криве-Кривейте
                               всегда носил на груди, называлось Росскас (бог реки
                               Россь).  Если Поклус  увёл  свою  жену  с  Волги  на
                               Россь, на дне которой он сам жил, то он был боже­
                               ством не только литовцев, но пришел с Востока,  в
                               связи с чем  Фольмер также  не  соотносит Поклуса
                               с Пиколло, а рассматривает его как особого идола.
                                  Теперь перехожу к


                                                  Святовиту
                                  Во второй  тетради  моего  труда  о древнейших
                               памятниках польского  народа**  я  представил  пуб­
                               лике гемму с бюстом и именем Святовита, которая
                               была изображена господами Клапротом  (Klaproth)
   91   92   93   94   95   96   97   98   99   100   101