Page 97 - Письма о славянских древностях
P. 97
и Доровом (Dorow) в 1823 году среди египетских
древностей собрания рыцаря Палина (ф. Пален) на
табл. XIV. № 728. Я был удивлен тем, что эти два
замечательных археолога не разглядели отчетливую
надпись «Swjatowit» с характерным знаком над S
под четырехглавым бюстом, хотя они совершенно
справедливо отметили в сноске ***, что сей экспо
нат чужд египетским знакам.
Табл. XVIII. № 1,2. Прилагаю для Вас рисунок с этой геммы, а так
же увеличенное изображение картинки.
Табл. XIX. № 1.а.б.
Табл. VII. № 11. На рукоятке одного старинного меча из моего
собрания изображен четырехглавый Святовит, изоб
ражение коего натурального размера я не преминул
приложить здесь. Клинок здесь заменяет крепкий
длинный хобот из акулы-пилоноса (Pristis antiquorum),
который в прежние времена из-за нехватки руды
использовали языческие остзейские славяне в борь
бе с врагом. Не думаю, чтобы сей меч был игруш
кой более поздних времен, поскольку его внешний
вид соответствует именно той форме, каковая была
принята во времена, когда король Вальдемар разру
шил культ Святовита в Арконе.
Табл. XVII. № 4. Гораздо важнее изваяние Святовита, по колени
высеченное из камня, стоящее в притворе церкви в
Альтенкирхен на острове Рюген, рисунок коего я при
лагаю. Я обязан им любезности прежнего пастора
сей церкви, господина суперинтенданта д-ра Фр. В.
фон Шуберта. Сей камень замурован в стену на за
падной стороне, однако, обратной стороной, предпо
ложительно, дабы выразить тем самым презрение
к пережиткам язычества. Господин ф. Шуберт в
новейшее время велел разобрать верхнюю часть сте
ны, которая закрывала лицо. По его утверждению
некий путешественник еще 300 лет тому назад яко
бы видел сие изваяние. Первое упоминание я нашел
у ныне умершего профессора Леветцов (Lewezow)
в труде о подлинности божеств Прильвитца, в кото
ром он, однако ошибочно указал, что сей памятник
стоит рядом с купелью, в то время как он находит