Page 123 - Письма о славянских древностях
P. 123

изображение коей я также прилагаю. Поскольку пти­
                               ца сия была, как и предыдущая, внизу оснащена шу­
                               рупом, она, по-видимому, относилась, как и преды­
                               дущая к некоему украшению. Оригиналы хранятся
                               в моей коллекции.
                                   Но каково значение сих птиц? Совершенно без
                               цели они не могли быть изображены, поскольку вы­
                               ступали  в  качестве  символов  также  на  монетах.
                               Быть может, они связаны с гнездом орла в Гнезно,
                               которому город обязан своим названием? Последнее
                               предположение  мне  представляется  возможным,
                               если  рассмотреть  брактеат  из моей коллекции, за­
       Табл. XX. №  18.        рисованный и приложенный здесь, на коем на иври­
                               те начертано имя города:  Gniezdz или Gniezdo, над
                               ним витает дракон, а внизу изображена пара птиц,
                               будто сидящих в гнезде. -  Теперь ещё несколько за­
                               мечаний по поводу божества по имени


                                            Семаргл или Семергла
                                   Имена, под которыми мы узнали это божество,
                               коему поклонялись на Руси, могут принадлежать как
                               мужчине, так и женщине. В первом случае я думаю,
                               что сей идол мог произойти от ангела, известного у
                               каббалистов и гностиков: Semaijel, и прижиться у рус­
                               ских.  Во  втором  случае  это  могло  быть  божество,
                               возникшее в Литве, а именно, Zeme -  земля, Merga
                               -  Mergiala -  девушка, девица, т.  е. Zemergiala -  де-
                               вица-земля, Guome. Как известно, у славян были так­
                               же боги хорошей погоды и непогоды:


                                        Погода, Негода, Свист-Посвист
       Табл. XIX. №  11.           Возможно на сии  идиомы указывает найден­
                               ный в Польше серебряный солид, изображение кое­
                               го я прилагаю.
                                   Аверс. Три человеческие фигурки, сидящие за
                               перегородкой, из которых две воздели руки и, види­
                               мо,  что-то  рассыпают  (град?  ветер?).
                                    Реверс. Градины или капли дождя.
                                  Создатель  сей  монеты,  очевидно,  располагал
       византийским образцом., скорее всего, времён Ираклия.
   118   119   120   121   122   123   124   125   126   127   128