Page 27 - Письма о славянских древностях
P. 27
долго до того, как в остальной Европе была изобретена никуда не годная
бумага, ибо о папирусах египтян или римлян, состоявшим из совершенно иной
массы, здесь не может быть речи.
Что же касается божества Сотвора, то я не могу согласиться с Вашим
мнением, будто он идентичен литовскому богу звезд Звайгстиксу (звезда,
по-литовски Zwaigsda, по-польски Gwaizda). Звайгстикс, изображенный сре
ди божеств Прильвитца Машем и Вогом на стр. 88, кои представляют их с
длинной солидной бородой и с факелом в правой руке, не имеет даже отда
ленного сходства с Вашим Сотвором и сравним разве что с Ураном, богом
звездного неба у древних. Богуш, Ласицкий и другие, на авторитет которых
Вы ссылаетесь, здесь ничего не решают. Мнение сих мужей о том, что Со-
твор является символом солнца, жизни и мирового духа, а, следовательно,
состоит в родственных отношениях с мудрыми и благотворительными бога
ми, могло устоять до тех пор, пока Вы нам не явили изображение этого боже
ства, имеющего рога и когти. Сотвор, на старославянском наречии синоним
имени Potwor, монстра, является богом ада с рогами и птичьими когтями,
встречающимся у индусов под именем Deumo, демон, каким мы его видим у
Хондорфа в Theatrum history. Р. 2 pag. 104, у Мюнстера в Cosmographie, lib. 5,
сар. 77 иу TrogilloAmkiel, Heidnische Altertümer, Hamburg 1703. Th. I. pag. 82.*
Свергните его под мою ответственность со славянского Олимпа в Тар
тарары, там он будет чувствовать себя вольготнее!
Табл.II, №1. О знамени Видевута, изображённом на Вашей
VI гравюре, мне необходимо поговорить подроб
нее. Вы совершенно правы в том, что осуждаете
метод Фойгта, который оклеветал сей достопочтен
ный памятник. Это, воистину, наипростейший спо
соб поставить себя простым росчерком пера выше
кропотливой работы мысли, хотя бы и за счет соб
ственной истории, которая должна быть дорога каж
дому патриоту! В схожее заблуждение впадал не
один из наших более молодых авторов, кои изначаль
но отвергают наши отечественные традиции ляхов
(Lechen) и лешеков (Leszeks), поляков (Polak) и кра-
кусов (Krakus), Ванды и Попела, именуя их сказка
ми, несмотря на то, что их монеты, надгробия, над
писи и народные песни взывают к нам из развалин
былых времен!**
Но я не понимаю, где Вы взяли изображение прусского знамени, кото
рое отличается от всех прочих известных нам? Вы обходите подобные воп