Page 31 - Письма о славянских древностях
P. 31
ходимость изменить последовательность, то бишь переделать уже напеча
танные гравюры, что и собирается осуществить в свое время Датское Коро
левское общество любителей северных древностей. Некоторые из этих пред
метов изображены в Nordisk Tidskrift for Oldkyndigbed &c., а также в Annaler
for Nordisk Tidskrift for Oldkyndigbed &c.
Я убедился в том, что за редким исключением большинство сих исклю
чительно важных памятников происходит из Польши, России, Литвы и от ос
тзейских славян. Среди них есть медали Мечислава I, Болеслава Храброго
(Chrobry), Немышля и Унислава из Богемии, Мойслава из Хорватии, русских
царей Рюрика, Олега, Игоря и пр. и, наконец, большое количество амулетов,
посвящённых богам.
Три из них, имеющие важное значение для Польши и заимствованные с
гравюр Томсена под № 62, 63 и 65, я представил публике в моем труде «Древ
ние памятники польского народа»* *.
Один непосвящённый сомневается в журнале Biblioteka warszawska, pro
October 1843, в существовании этих предметов по той ничтожной причине,
что я привёл их не под теми же номерами, под которыми они зарегистрирова
ны в Датском Королевском музее, т. е. обвиняет меня в выдумке! Неужели
тот, кто выдумал столь необычные предметы, носящие печать средневеко
вья на челе, не смог бы выдумать ради обмана публики цифры? Сочинитель
той статьи, должно быть, никогда не слышал о нордических золотых бракте-
атах и амулетах, которые давно уже известны исследователям старины и
являются предметом живейшего научного интереса!* ** Моей маленькой зас
лугой в этом является обычное многолетнее терпение, с которым я непре
рывно работал над разгадкой загадочных явлений, пока мне не удалось про
лить на них луч света сквозь столетнюю ночную тьму, окутавшую их!
А теперь позволю себе остановиться на описаниях приведённых здесь
изображений под литерами C. D. E. F. G. H. I. К. и L.
Табл. III. № 1 С. Большой золотой брактеат, 1 ? дюйм в диамет
ре. Бюст Пиколло с короной на челе, в левый профиль,
перед ним поднимается жертвенный дым. Как извес
тно, богу ада в жертву приносилась зажжённая саль
ная лампа. Фон напоминает скелет, на котором можно
различить довольно отчётливо ребра и кости. Латинс
кая надпись, перемежающаяся с вендско-литовскими
руническими знаками, гласит: Affumigem Pikollio
Ellychnio, что в переводе означает: я окуриваю Пикол
ло фитилем от лампы.
Табл. II. № 5 D. Золотой брактеат, немногим более одного дюй
ма в диаметре с петелькой. Голова огромного бога моря