Page 29 - Письма о славянских древностях
P. 29
Табл. IV. Я привожу Вам изображение знамени из труда Хенне-
бергера, содержащее искаженную надпись и сделанное по
неточным копиям трудов Грунау и Лукаса Давида, с прило
жением литовско-латинского алфавита, который даст Вам
ключ к решению сей загадки. Читаю сию напись: «Diewaj
warda amen: Zmogumi Prussoz. Zupan Utenes». В переводе:
«Во имя богов, аминь. С мужами Пруссии Великий князь
Утенес». В имени Utenes средние буквы «tene» слиты в
монограмму. Следовательно, это изображение знамени не
Видевута, а Великого герцога Литовского Утениса, правив
шего как раз в то время, когда Орден пошёл своим первым
походом на Пруссию.
Табл. II. № 1 Откуда Вы взяли свой рисунок, отличный от всех про
чих изображений? Составить его только лишь из описаний
Вы не могли, ибо образы божеств, включая их одеяния, со
впадают с теми, которые изображены у Хеннебергера. Вме
сте с тем, Вы вложили в руку Пиколло череп, Перкунаса -
молнию и камень, а Потримпа - серп. Атрибуты сии, хоть и
присущи им, однако, не упоминаются в прусских хрониках,
посвящённых этому знамени. К гербовому щиту Видевута
Вы добавили флаг и алебарду, коих нет у Хеннебергера и
Харткноха. Должно быть, Вы располагали неизвестным, по
крайней мере, доселе рисунком, что подтверждается тремя
буквами над головами божеств, каковые нигде более не
встречаются.*
Следовательно, изображенный Вами флаг является не известным до
селе знаменем Видевута, приписываемым мною Великому князю Утенису, а,
скорее, более ранним, послужившим упомянутому князю образцом. Ибо над
пись, исполненная вендско-литовскими руническими знаками, по моему пред
положению, содержит имя короля: Wojewetis или Wodejwetas. Возможно, это
название взято из другого источника и помещено на флаг, т. е. это и есть
неизвестная надпись, каковая находилась на гербовом щите Видевута?
Будьте столь любезны, дать мне разъяснения по данному немаловаж
ному предмету.
На Вашей IX. гравюре Вы даете бармский алфавит народа, проживаю
щего на крайнем Севере, и отмечаете на странице 166 его древность: по
исландским сагам IX и X веков скандинавские пираты совершали набеги на
берега сего народа. Думаю, что сага сия указывает на то, что под Biarmeland
может подразумеваться только наша Эрмландия (Вармия) на южном побе
режье Балтийского моря, часто подвергавшаяся нашествиям скандинавских