Page 30 - Письма о славянских древностях
P. 30
пиратов и викингов (Joms - Wikinger).
Табл. II. № 2. В третьем томе на странице 567 Вы помести
ли изображение некоторых старинных русских пись
мен, вырезанных по дереву, заимствованных госпо
дином государственным советником Френом у од
ного арабского писателя X века по имени Недима.
Я нахожу в них немалое [Табл. II. № 4. Табл. II. №
3] сходство с письменностью африканских сараци-
нов, алфавит коих, заимствованный из Prodromo
coptico Атанасия Кирхера, стр. 199, я здесь присо
вокупляю вместе с дюжиной слов того же наречия
из Kirchers Oedipo aegyptiaco Т. 1, pag. 377.
Позвольте мне теперь перейти к описанию рисунков нескольких язы
ческих литовских древностей, сохранившихся с давних времён на известных
северных брактеатах, или золотых амулетах5, большую часть из которых
мне посчастливилось разгадать. Упомянутые золотые подвески, найденные
в большом количестве при раскопках на скандинавской земле, в течение по
лутораста лет являли собой предмет исследований знатоков старины, посколь
ку ни одно из этих изделий не было в достаточной степени объяснено. Их
значительное число, хранящееся в Датской Королевской коллекции, видимо,
возникло из-за того, что Вальдемар I, король Дании, забрал сокровища при
разрушении языческих храмов балтов и славян, среди коих, помимо других
ценностей, было большое количество золотых монет, принесенных в дар бо
гам славянскими королями и князьями.*
Насколько мне известно, впервые обратили на них внимание Томас Бар-
толинус (Bartholinus) в книге Antiq. Dan. &с. и Бирхерод (Bircherod) в Specimen
rei monetariae Danorum. Hafn. 1701. Год спустя Трогилло Арнкиль (Amkiel)
привёл многие из сих раритетов в третьей части своего труда на стр. 144.
Впоследствии Зум (Suhm) представил в своём объемном труде Beskrivelse
over Danske Mynter, 1791 на двух первых гравюрах изображения 30 из этих
золотых брактеатов, хранящихся в Королевской коллекции. Наконец, около
18 лет тому назад господин Томсен (Thomsen), советник датского королевс
кого престола и директор Королевских музеев, подготовил издание всех за
гадочных и интересных золотых амулетов, хранящихся не только в возглав
ляемом им Королевском нумизматическом кабинете, но и во всех известных
ему музеях и частных коллекциях. Сия важная работа продвинулась до
восьмой гравюры с 77 изображениями, которую он раздал своим друзьям
среди исследователей старины. Между тем, он предпринял путешествие в
Стокгольм, где обнаружил большое количество экземпляров подобного рода,
превосходящее числом известные ему экспонаты вдвое, что повлекло необ