Page 28 - Письма о славянских древностях
P. 28
росы молчанием со ссылкой на прусских историографов; лишь о надписи Вы
говорите, что взяли её из имеющейся у Вас рукописи. Послушайте, что мне
известно об этом знамени:
Епископ Кристиан был первым, кто изобразил сей флаг, отвоеванный
Тевтонским орденом у языческих пруссов. Симон Грунау, владевший пол
ным собранием сочинений Кристиана и использовавший его, копировал сие
изображение в своей хронике, а именно, в единственном источнике, написан
ном им собственноручно. Все прочие экземпляры Хроники Кристиана, ко
пированные позднее более или менее умелыми переписчиками, чаще всего
неполные в зависимости от того, насколько переписчик умел рисовать или
вообще считал необходимым передать рисунок; посему в отдельных экзем
плярах они отсутствуют, а передаются только надписи, характер коих уже в
первой копии утратил частично свою оригинальность. Самое точное подра
жание чужой и полностью неизвестной манере письма является для неуме
лых рук нелегкой задачей. В использованном мною экземпляре Хроники Гру
нау (собственность городской библиотеки Данцига*) я нахожу примечание о
том, что переписчик пропустил все то, что ему неинтересно: «Сие не было
для меня полезным, посему опускаю и т. п .» В связи с этим в рукописи
отсутствуют целые трактаты, равно как изображения знамени, хотя надпись
на нем передана достаточно точно. Я привожу сии обстоятельства лишь за
тем, дабы доказать, что многочисленные списки с оригинала Грунау не все
гда полны. Лукас Давид имел в своем распоряжении, по-видимому, лишь фраг
мент Хроники епископа Кристиана, отчего и среди представленных в биб
лиотеке Кенигсберга* * материалов Лукаса Давида был найден лишь один
лист из них. Кроме того, он не располагал оригиналом манускрипта Грунау,
который мог существовать лишь в одном экземпляре. Посему он и передал
лишь очень искаженное изображение надписи на флаге, не изобразив сам
флаг.
Каспар Хеннебергер должен был держать в руках оригинал рукописи
Грунау, поскольку он повторяет в своем описании Пруссии, 1585. in Quarto, ad
pag. 22. изображение прусского знамени. Сто лет спустя Харткнох в своем
труде «Старая и новая Пруссия», стр. 226. обновил это изображение, опустив
надпись. Догадку о том, что рисунок Харткноха представляет собой копию
изображения из труда Хеннебергера, подтверждает его композиция, в кото
рой отдельные элементы, как то расположение пальцев на изображениях бо
жеств, совпадают с изданным за 100 лет дотоле изображением Хеннеберге
ра. Нескрываемая Харткнохом неприязнь к Грунау, каковая зиждется на его
нетерпимости к монашеству, подвигла его на то, чтобы отказать сему уважа
емому старцу в правдоподобии.