Page 91 - Письма о славянских древностях
P. 91
суждений, дабы не навлечь вновь на свою седую
голову гнев величайшего нумизмата всех времён,
господина д-ра Кёне, поскольку можно подумать, что
лишь ему дано право решать, быть или не быть всем
нумизматам и археологам.
Табл. XV. № 1. Теперь перехожу к третьей огромной скульп
туре, изображение коей прилагаю. Полуобнажённая
богиня с мелко вьющимися волосами, обнажающая
колено. Ударом в лицо у нее был отбит нос, как и у
Перкуна, голова была отбита и найдена рядом с ней.
Остальная часть статуи устояла при разрушении,
благодаря тому, что конечности ее плотно прилега
ют к торсу. Очевидное сходство с римской Венерой
заставляет меня принять её за польскую Дзидзилю,
Табл. XVIII. № 8 тем более, что образ ее напоминает другие камен
ные изваяния сей богини, о которых я намерен рас
сказать подробнее в одном из следующих моих пи
сем.
Табл. XVI. № 1 На четвертом прилагаемом рисунке изображе
на скульптура Лады или Краснопани. Она была силь
но повреждена во времена христианизации, руки и
ноги были отбиты. Я нашел некоторые фрагменты
рук, которых, однако, недостаточно для реставра
ции. Идея приподнять край ниспадающего плаща,
оригинальна и не встречается на известных доселе
изображениях римской Венеры.
Табл.ХУ. № 2. Наконец, передаю Вам рисунок пятого извая
ния, которое я принимаю за ... пока не хочу гово
рить, за что я его принимаю, дабы не предвосхи
щать описание.
На ней также остались следы христианско
го гнева, поскольку руки и ноги её утрачены. То, что
скульптура сия, так же, как и остальные четыре не
облачена ни в какие одежды, кроме плаща, подтвер
ждает, что мы имеем дело с изображением не че
ловека, а божества. На этой статуе примечателен
шлем, скрепленный под подбородком, со страуси
ными перьями, придающими ей вызывающий воин
ственный вид. В левой руке с отбитыми пальцами
она держит, видимо, остатки факела. Невозможно