Page 94 - Письма о славянских древностях
P. 94

короткое копьё, то ли кинжал, скипетр или жезл, ко­
                               торым касается головы или наносит ей удар. Из-за
                               видимых выпуклостей на груди приходится полагать,
                               что это фигура женщины, хотя в остальном, в осо­
                               бенности, покроем одежды, она напоминает в точ­
                               ности трех прусских идолов на знамени Видевута.
        Табл.  II.  и IV.
        Табл. XVII. №  1.          При упоминании сего часто обсуждаемого прус­
                               ского  языческого  знамени  я  пользуюсь  случаем,
                               дабы  заметить,  что  бюст с  головой медведя,  како­
                               вой Хеннебергер в части 2. и его переписчики счи­
                               тают щитом Видевута,  одет так же,  как три идола
                               на флаге, из-за чего  он также может быть причис­
                               лен к изображениям богов. Если  же голова всё же
                               принадлежит волку, то сей образ может быть отне­
                               сен к литовскому колдуну Вилкатасу, по-латышски
                               -  Вилкатс, по-польски -  Вилколак, по-русски -  Вол-
                               колак (оборотень).
                                   Человеческая голова в руке моей фигурки, не­
                               сомненно, указывает на культ Пиколло, которому, по
                               Нарбуту, ч. I. стр. 29., приносились в жертву головы
                               людей, лошадей и ослов. Грунау и Хеннебергер пи­
                               шут:  «знаком уважения к этому Поколли или укра­
                               шением служили черепа людей, лошадей или коров»,
                               что повторяют за ними и более поздние летописцы,
                               в том числе Фойгт в ч.  1. на стр. 586. Более опреде­
                               ленно и оригинальнее по поводу сего божества выс­
                               казывается Мартин Муриниус в своей «Хронике ма­
                               гистров прусских»: „ktoremu ku czei kazdy w domu u
                               siebie  glowe umarlego  czlowieka chowal" -   (в честь
                               коего каждый хранил в доме человеческий череп).
                                    Так что  же символизирует  моя фигурка с че­
                               репом в руке и в облачении божества Пиколло? Яв­
                               ляется ли она женщиной, которая держит в руке го­
                               лову убитого врага, или посвящённой культу Пикол­
                               ло  Вайделоттой,  весталкой,  по Нарбуту,  ч.  1.,  стр.
                               266, или, наконец, самим Пиколло, несмотря на ярко
                               выраженную женскую грудь? Пока я сам не нашёл
                               ответа на сей вопрос.
        Табл. XVII. №  3.          Но то, что Поклуса приравнивают к Пиколло, я
   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98   99