Page 83 - UM
P. 83
С т р а н и ц а | 82
сознания: как наше сознание плавает между сном и бодрствованием. Как часто мое
сознание только «бодспит» – думаешь, что оно бодрствует, когда оно позволяет себе
спать! Богу угодно, чтобы зная, как проворно оно засыпает, оно пыталось бодрствовать
– и это значит «спаствовать».
Наш друг читал Форта, когда придумывал эту гениальную шутку. «Пользуясь
выражениями метафизики, – говорит форт, – я считаю, что все, называемое обычно
„существованием“, а я называю „промежуточностью“, – это мнимое существование, не
реальное и не ирреальное, оно выражает попытку устремления к ирреальному или
попытку проникнуть в реальное существование». В современную эпоху такое
начинание беспрецедентно. Оно говорит о больших изменениях в способе мышления,
которых требуют теперь открытия известных физико-математических реальностей. На
уровне частицы, например, время движется одновременно в обоих направлениях. Весь
мир одновременно непрерывен и пунктирен. Уравнения одновременно правильны и
неверны.
«То, что называется Быть, – это движение; всякое движение – это не выражение
равновесия, а попытка уравновешивания, где равновесие не достигнуто. И простой
факт существования выражается в промежуточности между равновесием и его
отсутствием». Написанное в 1919 г., это приближается к современным размышлениям
такого физика и биолога, как Жан Менетрис, относительно инверсии энтропии. «Все
явления в нашем промежуточном состоянии или мнимом состоянии представляют
попытку организации, гармонизации, индивидуализации – это есть попытка достичь
реальности. Но всякая попытка терпит неудачу из-за ее продолжительности или из-за
внешних сил, из-за исключительных фактов, связанных г исключенными». Это
предвосхищает одну из самых абстрактных операций квантовой механики –
нормализацию функции, операцию, состоящую в установлении функции,
описывающей объект так, чтобы было возможно отыскать этот объект во Вселенной.
«Я понимаю все вещи как занимающие определенные ступени, серии этапов между
реальностью и ирреальностью». Вот почему для Форта не важно, пользоваться ли тем
или иным фактом, чтобы начать описывать их совокупность. И почему нужно
выбирать факт, успокаивающий разум, а не будоражащий его? Зачем исключать? Ведь
чтобы рассчитать круг, можно начинать с любой точки. Он сигнализирует, например, о
существовании летающих предметов. Вот группа фактов, исходя из которых можно
начать понимать все. Но, говорит он тотчас же, «буря подснежников может послужить
для этого ничуть не хуже».
«Я не реалист. Я не идеалист. Я – интермедиалист». Если дойти до корней понимания,
до самой основы мышления, то как заставить понять себя? Видимой
эксцентричностью, которая служит поистине ударным языком центростремительного
гения: он тем дальше идет в поисках своих образов, чем более уверен в том, что
приведет их к определенной глубокой точке своего размышления. Родственный нам
Чарлз Форт в известной степени действует по методу Рабле. Он поднимает шум
юмором и образами, способными разбудить мертвых.